КАДАСТРОВЫЙ ЦЕНТР
"РостовскийКадастр"
Звоните

Адрес
  • Ростовский КадастрРоссияРостов-на-ДонуПроспект, Маршала Жукова, 36/5
  • Прием звонков ПН-СБ с 09:00 до 21:00
© 2021 «ГИКОН»


Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию!

Проконсультироваться
icon - /uploads/s/i/l/q/ilqh1bsixlg3/img/full_PbvZQ5S2.jpg

Ростовский Кадастр

Позвоните нам

Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка

Земельный участок должен использоваться по целевому назначению в соответствии с его категорией и согласно его разрешенному использованию. Это следует из п. 2 ст. 7, ст. 42 ЗК РФ. Возможные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в Классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.


 Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке из ЕГРН.


За использование земельного участка не в соответствии с категорией земель или разрешенным использованием установлена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах (ч. 3 ст. 3.5, ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – далее КоАП РФ):


на граждан, если кадастровая стоимость земельного участка установлена, то от 0,5 до 1 процента от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то от 10 000 до 20 000 рублей;


на должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели), если кадастровая стоимость земельного участка установлена, то от 1 до 1,5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 рублей, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то от 20 000 до 50 000 рублей;


на юридические лица, если кадастровая стоимость земельного участка установлена, то от 1,5 до 2 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 рублей, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то от 100 000 рублей до 200 000 рублей.


Распространенные случаи, в которых возможно привлечение к ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ:


нецелевая деятельность ведется в здании, расположенном на земельном участке, и не соответствует разрешенному использованию земельного участка. Например, если земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, а по факту на нем расположено здание с вывеской "Магазин", где продают товары;


если земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений производственной площадки, а используется для размещения и обслуживания торгового центра;


нецелевая деятельность ведется только на части земельного участка. Использование части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием влечет нарушение режима использования всего земельного участка.


К ответственности привлекается то лицо, которое использует земельный участок не по целевому назначению. Кроме собственника земельного участка, это может быть, например, арендатор (и в том случае, если договор аренды не заключен).


Следует обратить внимание еще на такое нарушение земельного законодательства, как неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества (часть 3 статьи 8.8 КоАП РФ).


Если такие участки не используются в течении трех лет в целях, для которых они предоставлены (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование), то могут применяться административные меры воздействия, в том числе штрафы.


В таких случаях, для граждан размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена, составит от1 до 1,5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 рублей, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то от 20 000 рублей до 50 000 рублей.


Для должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена, составит от 1,5 до 2 процентов о кадастровой стоимости, но не менее 50 000 рублей, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то от 50 000 рублей до 100 000 рублей.


Для юридических лиц размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена, составит от 3 до 5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 400 000 рублей, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, размер штрафа составит от 400 000 рублей до 700 000 рублей.


Кроме ответственности, нецелевое использование земельного участка может повлечь и другие неблагоприятные последствия, например, прекращение прав на него.

Читать дальше

Почему орган регистрации может вернуть документы без рассмотрения?


Поданные в орган регистрации документы для осуществления учетно-регистрационных действий могут быть возвращены без рассмотрения.


 В этом случае заявитель получает уведомление о возврате принятых документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав без рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При отсутствии информации об уплате государственной пошлины — в течение 3 рабочих дней.


Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания для возврата заявления и документов, представленных заявителем для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, без рассмотрения:


формат представленных документов в электронном виде не соответствует действующему законодательству;


представленные документы на бумажном носителе содержат подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;


отсутствуют сведения об уплате пошлины в Государственной информационной системе;


 в ЕГРН содержится запись о невозможности совершения сделок с недвижимостью без личного участия собственника;


заявление не подписано заявителем в соответствии с действующим законодательством;


право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом;


земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Росреестр уведомляет заявителя о возврате прилагаемых к заявлению документов с указанием причин возврата и возвращает ему указанные документы тем же способом, которым они были представлены.


В случае если заявление и документы представлены в форме электронных документов, орган регистрации прав направляет заявителю только уведомление о возврате таких документов.


С начала 2023 года по ноябрь включительно Управлением Росреестра Республике Адыгея было возвращено заявителям без рассмотрения 945 пакетов документов, из них 598 - поданных на регистрацию прав, 187 – поданных на кадастровый учет и 160 – по единой процедуре.


Данный показатель уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (1200) в 1,3 раза.


Читать дальше

Генеральный план и правила землепользования и застройки. Что это такое?

Сегодня все чаще граждане сталкиваются с профессиональными понятиями, которые касаются отрасли градостроительства. Мы расскажем простыми словами о генеральном плане городов и поселений и правилах землепользования и застройки.


 Посмотрите на Рисунок № 1. Перед вами фрагмент генерального плана.



Генеральный план Ростова — стратегический городской документ, оговаривающий основные принципы социального, градостроительного, экономического развития мегаполиса до 2025 года. Составлен С.-Петербургским институтом урбанистики. Утвержден городской Думой в 2007 году.


Это проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка и иные виды градостроительного освоения территорий. Это план развития города, муниципального образования.


Генеральный план принимается с учетом документов территориального планирования более высокого уровня, а также нормативов градостроительного проектирования, различных государственных и муниципальных программ, стратегий развития.


Грамотно разработанный генеральный план позволяет наиболее рационально разместить объекты на территории, что увеличивает эффективность использования такой территории.



Помимо этого, к генеральному плану обращаются при выдаче разрешений на строительство (проводится проверка на соответствие проектной документации генеральному плану), а также на основе него может быть принято решение об изъятии или резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд при строительстве объектов местного (федерального, регионального) значения.


В свою очередь, положения генерального плана конкретизируются в правилах землепользования и застройки (Далее - ПЗЗ), в которых определяются территориальные зоны и градостроительные регламенты, в проектах планировки территории при их утверждении.


А вот что такое «правила землепользовании и застройки»?


ПЗЗ неразрывно связаны с генеральным планом. Это объемный свод правил и информации о том, какое целевое назначение устанавливается землям, какие существуют территории, какие предельные размеры могут иметь земельные участки и объекты капитального строительства в границах данных территорий, а именно:


виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;


предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;




ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;


расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.


Важно отметить, что для каждого муниципального образования разрабатываются и утверждаются отдельные документы: и генеральный план и ПЗЗ.


Предположим, Вам необходимо сформировать земельный участок из государственной и муниципальной собственности, разделить имеющийся участок или построить здание.


Как узнать какие разрешены параметры, что можно строить, а что нет?


Прежде всего необходимо заглянуть в генеральный план, в правила землепользования и застройки, определить в какой территориальной зоне находится земельный участок, а после этого, открыть соответствующий раздел текстовой части ПЗЗ. Все документы размещаются на сайте администрации и Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП)..


Если утвержденные параметры не подходят под Ваши цели, то можно попробовать внести изменения в такую градостроительную документацию.





Читать дальше

О необходимости соблюдения градостроительных норм в СНТ при строительстве и оформлении прав на объекты недвижимости

Строительство объектов в СНТ должно осуществляться, в том числе, с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.


Разъяснения даны в Письме Росреестра от 30.10.2023 г. № 11-02592/23.

 




В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории (Далее – ПМТ).


Разработка проекта планировки территории (Далее – ППТ) садоводства или огородничества не требуется, но может быть осуществлена по решению общего собрания членов товарищества. Разработка ПМТ осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством с учетом положений Закона N 217-ФЗ.


ПМТ и ППТ, подготовленные в отношении территории садоводства или огородничества, до их утверждения должны быть одобрены решением общего собрания членов товарищества.


Также стоит отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 23.1 Закона N 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства (ОКС) на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.


Что такое территориальные зоны читайте в нашей статье:


Частью 2 статьи 23.1 Закона N 217-ФЗ установлено, что предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС), указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ.


В градостроительном регламенте, являющимся составной частью правил землепользования и застройки, в отношении земельных участков и ОКС, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС (часть 6 статьи 30 ГрК РФ).


В соответствии со статьей 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС включают в себя:


предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;


минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;


 предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;


максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.


Таким образом, строительство ОКС должно осуществляться, в том числе, с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.


В письме сообщается, что согласно части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ до 01.03.2031 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ГКУ и ГРП) на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для ИЖС или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта ИЖС, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный ОКС.


В этом случае сведения о соответствующем ОКС, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ.


При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома не требуется. ГКУ и ГРП на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 23.1 Закона N 217-ФЗ.


Однако, мы рекомендуем получать уведомления о планируемом строительстве/реконструкции объекта. Смотрите Видео


В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления ГКУ и ГРП в случае, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 22, 35, 37, 45 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ оснований для приостановления ГКУ и ГРП, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия:


1) ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН и (или) сведения о которых содержатся в документе, устанавливающем или удостоверяющем право на земельный участок, в границах которого расположено соответствующее здание;


2) предельным параметрам соответствующих объектов, установленным федеральным законом и правилами землепользования и застройки, за исключением соответствия минимальным отступам от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений.


Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищной политики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, в том числе связанной с переводом жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Читать дальше

По каким причинам может быть приостановлена государственная регистрация прав на недвижимость

Начальник отдела правого обеспечения и контроля (надзора) в сфере СРО Управления Росреестра  рассказал, что причины приостановления государственной регистрации могут быть связаны с отсутствием полномочий по распоряжению объектом недвижимого имущества у стороны сделки, наличием противоречий в характеристиках при описании объекта недвижимости (не проведен кадастровый учет, не определены границы), если есть запрет (арест) на распоряжение имуществом, не соблюдена форма сделки. Полный перечень причин, которые повлекли за собой приостановление регистрации, рекомендации по устранению допущенных нарушений, а также срок приостановления указывается в уведомлении о приостановлении. 


Если причина приостановления будет устранена в срок, то в течение 3 рабочих дней после поступления необходимых документов регистрация будет возобновлена. Узнать статус регистрации права собственности можно непосредственно в МФЦ или на официальном сайте Росреестра по регистрационному номеру, указанному в правом верхнем углу заявления. Проверить готовность документов заявитель может с помощью сервиса «Проверка исполнения запроса (заявления) online» в разделе «Электронные услуги и сервисы» на сайте Росреестра.

Читать дальше

Что делать, если собственник остался без доступа к своему земельному участку?



В связи с увеличением количества приобретенных в собственность земельных участков, особенно у жителей посёлков, деревень и садовых товариществ, возникает всё большее число вопросов по поводу проблематичности обеспечения доступа к своему земельному участку.


 Как его обеспечить, что делать, если проезд перегорожен, если собственник соседнего земельного участка не хочет договариваться о возможности проезда и прохода через его участок? Управление Росреестра по Ленинградской области расскажет обо всём по порядку…


Право ограниченного пользования чужим земельным участком для прохода и проезда называется сервитутом.


В 262 статье Гражданского Кодекса сказано, что все граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.


Статья 274 Гражданского Кодекса гласит, что собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).


Российское законодательство устанавливает два вида установления сервитута - частный и публичный.


Публичный сервитут (23 статья Земельного Кодекса) устанавливается государством с целью обеспечения доступа жителей к общественным объектам. Например к общественному водоёму или к береговой полосе. Как правило пользование им бесплатно, исключая особо проблемные случаи.


Частный сервитут (274-277 статья Гражданского Кодекса) - это сервитут, который устанавливается для ограниченного круга заинтересованных лиц, например для соседей, если одному из них требуется территория для доступа к своему земельному участку или же для прокладки линий электропередач. Такой сервитут устанавливается путём заключения соглашения на выделенную для этого ограничения часть земельного участка между собственником и потенциальным пользователем. Если же один из участников не предоставляет свое согласие на установление сервитута, то он может быть установлен решением суда.


Такой сервитут, как правило, не бесплатный. Собственник соседнего участка может требовать как единовременную выплату, так и ежемесячную. Но заключение соглашения на безвозмездной основе тоже возможно.


Если согласие с собственником соседнего земельного участка достигнуто, то следует заключить соглашение для официального его оформления.


Для начала нужно обратиться к кадастровому инженеру, который определит наиболее оптимальную и удобную часть земельного участка для установления сервитута, составит межевой план на выделение этой части для последующей постановки её на кадастровый учет, схему с указанием границ. Само соглашение можно заполнить самому, используя для этого опорные шаблоны, которые находятся в открытом доступе, либо для минимизации ошибок обратиться к специалисту . Особое внимание следует обратить на условия, срок, обязанности сторон, а также на личные данных обеих сторон.


Следует отметить, что установление сервитута на земельный участок не лишает его собственника прав на него и не дает право пользователю распоряжаться им по своей воле.


Установка сервитута - это не сложный и долгий процесс, главное в нём для наиболее простого исхода- согласие сторон и правильное оформление всех документов.


Читать дальше

Порядок действий при «самозахвате» земельного участка

Одним из самых распространенных видов нарушения земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, так называемый «самозахват».




 К такому понятию отнесены случаи, когда фактическая площадь используемого землевладельцами земельного участка превышает ту, что указана в документах, или на участок и вовсе нет никаких правоустанавливающих документов. С такой проблемой сталкиваются многие владельцы участков, которые пренебрегли межеванием или сознательно решили увеличить свой участок за счёт соседних земель, не оформив увеличение в соответствии с законодательством. Аналогичная ситуация складывается и с теми, кто пользуется земельным участком, не имея правоустанавливающих документов на него, а значит не может доказать свои права на его использование. Проблема может возникнуть и в том случае, если участок оформлялся очень давно, и документы на участок до нашего времени не сохранились.


Самозахват земельного участка соседями может нарушить ваши права и привести к конфликту. Однако, существуют способы, которые обеспечат вам возможность защитить свои права и обжаловать самовольное занятие участка.


Какие же действия нужно предпринять при «самозахвате» земельного участка?


В первую очередь, если речь идет о нарушении границ сформированного участка, необходимо обратиться к лицу, нарушившему Ваши права, с целью урегулирования возникшей ситуации, например, посредством переноса ограждения на свою территорию. В ряде случаев уже на первом этапе большинству удается добиться компромисса, но, если мирным путем решить проблему не удалось, нужно действовать в соответствии с требованиями закона.


В отсутствии ответных действий и при наличии сведений о самовольном занятии земли необходимо обращаться органы, осуществляющие государственный земельный надзор за соблюдением требований о недопущении самовольного занятия земель. 


Обращаем внимание, что обращения, содержащие сведения о нарушениях земельного законодательства принимаются к рассмотрению для проведения контрольных (надзорных) мероприятий после установления и подтверждения личности заявителя.


Способы подачи обращений:


в Управление лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, 


 через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина; 


через официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/).


Кроме того, лицо, чьи права нарушены, вправе обратиться с иском в суд за защитой и восстановлением нарушенного права (ст. 60 Земельного кодекса РФ). Важно отметить, что в соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса РФ споры, связанные с ущемлением прав владения землей, не имеют исковой давности!


В итоге, чтобы защитить свои права при самозахвате земельного участка соседями, важно знать и соблюдать правила, установленные законом, учитывать интересы соседей и, при необходимости, обращаться в соответствующие органы с жалобой.




С соседями лучше жить дружно ! 



Читать дальше

Охранные зоны предложили согласовывать с застройщиками

В Госдуме сообщили, что в законопроект № 452646-8, которые регулирует вопросы комплексного развития территории (Далее – КРТ), предложили внести поправки, в соответствии с которыми предлагается установить запрет на установление новых охранных зон без согласования с застройщиком, реализующим КРТ на определенном участке.

«Сегодня уже после принятия решения о КРТ по границам проекта могут устанавливаться новые охранные зоны. Это серьезный риск при реализации долгосрочного проекта. Предлагаем установить запрет на установление новых охранных зон без согласования лица, реализующего проект КРТ", - сказал депутат Кошелев.


Помимо этого, Градостроительным кодексом РФ предусмотрено право органа власти в одностороннем порядке расторгать договор о КРТ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств застройщиком. Для таких случаев предлагается предусмотреть судебное решение вопросов.


Отмечается, что законопроект, в случае принятия, даст застройщикам возможность доказать в суде, что нарушение обязательств по соглашению о КРТ произошло по объективным или не зависящим от них причинам. «Должен быть соблюден баланс прав и обязанностей органа публичной власти и застройщика», - говорит Кошелев.


Напоминаем, что законопроект № 452646-8 и предлагает изменения связаны с необходимостью уравнивания юридических лиц, обеспечивающих реализацию решения о КРТ, и застройщиков, с которыми заключены договоры о КРТ, в правах и обязанностях при осуществлении отдельных этапов КРТ.


В соответствии с законопроектом, заниматься КРТ можно будет в соответствии с ранее утвержденной документацией по ее планировке (Далее – ДПТ). Готовить ДПТ можно будет одновременно с подготовкой изменений в программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Также становятся проще переустройство и вынос инженерных сетей.


 

Читать дальше

Закон № 397-ФЗ. Какие изменения вступили в силу в отношении ранее учтенных объектов недвижимости?


Разъяснения даны в Письме Росреестра от 10.08.2023 № 01-7299-ТГ/23.


 С 31.07.2023 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 397-ФЗ, который вносит следующие изменения:




1. Расширен круг лиц, в отношении которых также могут проводиться мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (Далее – РУ ОН) (часть 1 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ):


наследники, права которых на недвижимое имущество возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН, если права наследодателей на такие объекты недвижимости возникли до дня вступления в силу N 122-ФЗ и также не были зарегистрированы в ЕГРН;


члены жилищно-строительного, гаражного или иного потребительского кооператива, или иные лица, имеющие права на паенакопления, права собственности которых возникли в связи с внесением в полном объеме своего паевого взноса за квартиру, гараж или иное недвижимое имущество, предоставленное этим лицам кооперативом, и не были зарегистрированы в ЕГРН;


правообладатели, право собственности которых зарегистрировано после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ (после 31.01.1998) уполномоченными органами, действовавшими на территории субъекта РФ, на которой находится объект недвижимости, но до создания на указанной территории учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Законом N 122-ФЗ;


правообладатели земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, если единственным документом, содержащим сведения о таком земельном участке, является похозяйственная книга.


В отношении объектов недвижимости, принадлежащих указанным выше категориям правообладателям, включенных уполномоченными органами в графу 14 "Количество объектов, не подпадающих под действие Закона N 518-ФЗ, сведения о правах на которые отсутствуют" отчета по утвержденным в регионах планам-графикам по выявлению правообладателей РУ ОН во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.08.2022 N Пр-1424, уполномоченным органам необходимо вернуться к повторному анализу и разбору данных объектов недвижимости.


2. Сокращен срок принятия решения о выявлении правообладателя РУ ОН до 30 дней, а в случае поступления согласия правообладателя РУ ОН с проектом решения о выявлении правообладателя РУ ОН - до 5 рабочих дней (часть 12 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ).


3. В случае если проведенные мероприятия не позволили выявить правообладателя РУ ОН, не прекратившего свое существование, такой объект недвижимости:


можно отнести к бесхозяйному недвижимому имуществу, и уполномоченный орган обязан представить заявление о постановке объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного (часть 20 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ);


является выморочным имуществом, и уполномоченный орган обязан обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство (часть 21 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ).


4. Установлена возможность уполномоченного органа представлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о том, что помещение предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении или такое помещение относится к общему имуществу собственников помещений и (или) машино-мест в здании или сооружении, в случае, если в результате проведенных мероприятий установлено, что объектами недвижимости, в отношении которых проводились данные мероприятия, являются такими помещениями (часть 23 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ).


Также полагаем необходимым уполномоченным органам представить в орган регистрации прав вышеуказанное заявление в отношении всех помещений, относящиеся к общему имуществу собственников помещений и (или) машино-мест в здании или сооружении, установленных в ходе проведения работ по выявлению правообладателей РУ ОН с даты вступления в силу Закона N 518-ФЗ (с 29.06.2021).


5. Устанавливается обязанность Росреестра (его территориальных органов) в срок до 01.01.2025 передать в уполномоченные органы хранящиеся на бумажном носителе, в том числе в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, оригиналы документов, удостоверяющих права на РУ ОН и оформленных до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, за исключением таких документов, хранящихся в реестровых делах (открытых в том числе до 01.01.2017 кадастровых делах, делах правоустанавливающих документов) (часть 5 статьи 6 Закона N 518-ФЗ).


В целях реализации указанной нормы территориальным органам Росреестра поручено организовать работу по передаче уполномоченным органам находящихся у них на хранении оригиналов документов, удостоверяющих права на РУ ОН и оформленных до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ.


6. Распространяется действие положений Закона N 518-ФЗ на РУ ОН, расположенные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (часть 4 статьи 6 Закона N 518-ФЗ).


Читать дальше

Перевод земли ИЖС в коммерческую


Перевод земли из индивидуального жилого строительства (ИЖС) в коммерческую зону – это процесс, который требует определенных шагов и соответствия конкретным требованиям. В данной статье мы рассмотрим подробную пошаговую инструкцию по переводу земли, а также расскажем о плюсах и минусах этого процесса, о возможных требованиях и отказах.


 Переход земли из категории малого и среднего предпринимательства (МСП) в статус «бренда» также требует соблюдения ряда условий, таких как наличие инженерно-технической инфраструктуры, доступность проложенных дорог и коммуникаций, а также согласие смежных землевладельцев на изменение статуса участка.


Однако перевод земли из жилого фонда в коммерческий несет в себе и определенные недостатки, такие как увеличение налоговых обязательств и ограничений на использование земли, например, в отношении планировки. Тем не менее, если земля расположена в пригороде или вблизи от крупной автомагистрали, перевод может стать выгодным решением и позволить использовать ее для коммерческих целей.


Можно ли перевести статус земли из жилого фонда в коммерческий?


Перевод земли из жилого статуса в коммерческий возможен, при условии, что земля соответствует определенным требованиям. Главным образом, земля должна быть пригодна для коммерческого использования и на ней должна планироваться коммерческая деятельность. Также владелец земли должен быть зарегистрирован как юридическое лицо, чтобы осуществлять коммерческую деятельность, и иметь все необходимые лицензии.


Этот процесс имеет свои преимущества, включая возможность использования земли для бизнеса, который может приносить доход. Однако есть и недостатки, включая дополнительные расходы, которые могут возникнуть в процессе перевода земли и регистрации юридического лица. Кроме того, время перевода участка может занять несколько месяцев, и вам придется запастись терпением. И наконец, существует риск получения отказа, если ваш участок не соответствует требованиям коммерческого использования. Это важно учитывать при принятии решения о переводе земли.


Для начала необходимо выяснить, действительно ли перевод земли из ИЖС (индивидуального жилищного строительства) в коммерческую категорию является возможным. Для этого следует обратиться к местным органам исполнительной власти или органам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделать запрос о возможности такого перевода.


Процесс перевода земли из одной категории в другую может занимать несколько месяцев и зависит от многих факторов, включая загруженность государственных органов.


Если получен отказ в переводе земли, можно подать апелляцию и попытаться решить проблему. В случае неудачи рекомендуется обратиться к юристу, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и предложит возможные пути решения.


Каким образом будет производиться перевод земли и каковы требования к участку?


Если органы власти подтвердят возможность перевода, следующим шагом будет получение разрешения на перевод земли. Здесь важно учесть, что местные органы могут предъявить определенные требования к участку, такие как площадь или характер использования. Например, коммерческая недвижимость может потребоваться для строительства торговых центров или офисных комплексов.


Процесс перевода земли из категории ИЖС в категорию коммерческую начинается с приобретения участка на праве собственности, внесения его в реестр недвижимости. Затем участок проверяется на соответствие требованиям градостроительного законодательства для коммерческого использования, и создается юридическое лицо для осуществления коммерческой деятельности на участке.


Далее подается заявление в муниципальный орган, отвечающий за земельные вопросы, с запросом на перевод земли. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право собственности на участок ИЖС, его планировку и местоположение. Муниципалитет рассматривает заявление и принимает решение о переводе или отказе в переводе.


При положительном решении заявитель оплачивает государственную пошлину за перевод земли и регистрирует юридическое лицо для ведения коммерческой деятельности на участке. Важно учесть, что процесс перевода может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от сложности заявки и загруженности муниципальных органов.


Плюсы и минусы перевода земли из ИЖС в коммерческую


Перевод земли из жилищного фонда в коммерческий – это важный и ответственный этап для юридического лица. Юр. лицо имеет возможность перевести землю из жилищного фонда в коммерческий при соблюдении всех требований к земельному участку. Чтобы осуществить перевод, необходимо пройти регистрацию в качестве предпринимателя, проверить соответствие земельного участка всем требованиям, подготовить необходимые документы и подать их в местные органы власти для перевода земли в коммерческое пользование.


Среди главных преимуществ можно отметить возможность создания прибыльного бизнеса на собственной территории, а также повышение стоимости земельного участка. Государство также предоставляет льготы и субсидии участникам такого перевода. Однако этот процесс связан с определенными затратами времени и средств.


Но есть и некоторые недостатки, такие как более жесткий контроль со стороны государства и дополнительные требования по строительству.


Время, которое потребуется для ответа от местных органов власти на запрос о переводе земельного участка, зависит от их загруженности. Единственным существенным недостатком перевода может быть ситуация, когда земельный участок не соответствует необходимым требованиям или нарушает правила землепользования и поэтому не может быть переведен.


Процесс перевода частных жилых домов в нежилые здания


Перевод жилого помещения в нежилой фонд имеет свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом является возможность изменения назначения помещения и его использования для коммерческих целей. Однако существуют и недостатки, например, необходимость соблюдения процедур перевода и возможность получения отказа.Процедура перевода жилого дома в нежилой включает несколько этапов.


Сначала нужно убедиться, что земельный участок с домом подходит для перевода.


Затем необходимо собрать необходимые документы и обратиться с заявлением в соответствующие органы власти. Ожидание ответа может занять некоторое время, поэтому нужно быть готовым к этому.


При получении положительного решения можно переходить к следующему этапу – получению лицензии на перевод. Если же получен отказ, можно обжаловать решение в вышестоящих инстанциях или обратиться за помощью к юристу.


Затем следует пройти процесс реконструкции или перепланировки для соответствия требованиям коммерческой недвижимости.


Перевод частных жилых домов или квартир в нежилое государственное учреждение (НГД)


Перевод частного жилого дома или квартиры в статус многоквартирного дома (МКД) требует соблюдения определенных правил и процедур. Один из способов сделать это - изменить назначение недвижимости. Для этого собственник должен зарегистрировать юридическое лицо и перевести землю в коммерческую зону. Важно убедиться, что участок соответствует требованиям, установленным для данного вида деятельности.


Преимуществом перевода является возможность получения дохода от аренды и расширение бизнеса. Однако процесс может занять длительное время, а также требует получения разрешений и лицензий от государственных органов. Необходимо быть готовым к возможным трудностям и временным затратам.


Что делать, если получен отказ на изменение статуса земли?


Если местные органы отказывают в переводе земли из ИЖС в коммерческую категорию, можно попытаться обратиться с апелляцией или подать административный иск. В этом случае полезно обратиться за юридической помощью для определения возможных действий и стратегии в данной ситуации. Перевод земли из жилого фонда в коммерческий может быть сложным и многогранным процессом, но он может предоставить множество новых возможностей для бизнеса и инвестиций. Важно провести все необходимые юридические проверки, ознакомиться с требованиями и учесть все плюсы и минусы данного перевода перед принятием решения.


Первое, что нужно сделать, – это выяснить причину отказа. Для этого обратитесь в орган, занимающийся вопросами недвижимости, и запросите обоснование отказа. Возможно, участок нужно будет привести в соответствие с требованиями коммерческого использования, для чего потребуется подать новую заявку на перевод. Время ожидания может составить до нескольких месяцев в зависимости от регламента работы органа и его загруженности.


В случае повторного отказа можно обратиться в суд для защиты своих прав. Суд рассмотрит ваше дело и вынесет решение на основе закона. Однако учтите, что судебный процесс может затянуться и повлечь за собой дополнительные расходы.


Если вы столкнулись с трудностями при переводе земли, рекомендуется обратиться за помощью к профессионалу – юристу или риелтору. Они смогут помочь разобраться в проблеме, дать совет и подсказать дальнейшие шаги. Также можно обратиться в орган власти с просьбой пересмотра решения или получения дополнительной информации. Возможно, получится договориться и найти компромиссное решение.


Оригинал статьи опубликован на канале Дзен Залесье  https://dzen.ru/a/ZWAPjd9kUkimoiVv?share_to=link


Читать дальше
Загрузить еще