В адрес Управления Росреестра по Вологодской области периодически поступают вопросы вологжан о том, нужно ли ставить на кадастровый учет и регистрировать право собственности на возведенные ими заборы.
На обозначенный вопрос отвечает начальник отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Вологодской области Лариса Селиванова.Источник:
— Стремление граждан оградить свою частную жизнь и обеспечить сохранность сада, огорода и другого имущества наводит на мысль возвести вокруг участка крепкую, надёжную ограду.
И конечно же по завершению строительства возникают вопросы о необходимости осуществления кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности не только на основные и вспомогательные объекты на земельном участке, но и на ограждение, которое прочно связано с землёй.
Начнем с того, что рассматриваемые нами сооружения — заборы выступают улучшением того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе.
Назначение такого объекта — это обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок.
Указанный вывод, подтверждается, в частности, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации указывающей, что ограждение является ясным способом обозначения собственником отсутствия его разрешения на вход на участок.
Коментарий Консультатнт плюс
Подлежит ли в таком случае кадастровому учету и регистрации прав забор?
Сложившейся практика, в том числе, судебная, говорит о том, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости лишь в отношении вещей, которые отвечают одновременно двум условиям:
— обладают признаками недвижимости (объекты, прочно связанные с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно);
— могут выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Таким образом, не все объекты, прочно связанные с землей, могут считаться недвижимым имуществом.
Одного этого критерия недостаточно.
Необходимо еще одно условие: объект недвижимости должен быть самостоятельным объектом гражданского оборота.
Учитывая изложенное, кадастровый учет и регистрация права собственности на возведенные вокруг домов вологжан заборы не осуществляется, поскольку он не является самостоятельным объектом недвижимости.
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области
Источник: https://cherinfo.ru
Федеральному органу власти распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом переданы объекты недвижимого имущества - административное здание и гараж, расположенные на одном земельном участке. По данным технического паспорта на этом же участке находятся и сооружения: ворота, ограждение, уборная, которые по акту приема-передачи не передавались в оперативное управление федерального органа. Нужно ли на объекты вспомогательного назначения (ограждение, ворота, уборная) регистрировать право собственности РФ и право оперативного управления Федерального органа власти или в силу ст. 135 ГК РФ они не подлежат регистрации?
https://www.garant.ru/ 10 августа 2021
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется только в отношении объектов недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 ФЗ N 218).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3, 4 ст. 1 ФЗ N 218).Согласно п. 1, 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Отметим, что какого-либо исчерпывающего перечня видов недвижимости или перечня формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к недвижимости законодательство не устанавливает.
В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного объекта во многом зависит от характеристик конкретного объекта, функционального назначения объекта и обстоятельств его создания.
Суды исходят из того, что, помимо тесной связи с землей, объект недвижимого имущества должен соответствовать и таким критериям, как:- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ).При решении вопроса о наличии оснований для квалификации конкретных объектов в качестве недвижимых вещей принимается во внимание не только факт соблюдения установленного для недвижимости порядка создания объекта (включая получение необходимой разрешительной документации), но и такие обстоятельства, как назначение земельного участка, на котором расположен объект, временный или постоянный характер созданного объекта, наличие и вид фундамента и иные технические особенности.
Само по себе наличие у сооружения фундамента (части фундамента) или формальное соответствие постройки предусмотренным градостроительным законодательством признакам объекта капитального строительства не означает, что постройка относится к категории недвижимых вещей (постановления Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13, АС Поволжского округа от 31 мая 2016 г. N Ф06-8957/16, АС Московского округа от 30.05.2016 N Ф05-5704/16 и от 26.05.2016 N Ф05-6376/16) (Энциклопедия решений. Отнесение объекта к недвижимости).
Вместе с тем, как показывает анализ судебной практики, ограждения (заборы) являются объектами благоустройства территории, выполняющими обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Т.о., объектами недвижимости не являются, государственной регистрации не подлежат.Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1160/13:
По мнению судов, ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества. Однако термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса. В имеющемся в материалах дела техническом заключении указано, что ограждение протяженностью 126,36 метра является объектом благоустройства, устроено из профнастила по бетонному фундаменту на естественном основании.
Функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования.
Из установленных судами обстоятельств следует, что ограждение находится на земельном участке, предоставленном Центробанку на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное сооружение необходимо для определения границ этого земельного участка, создания пропускного режима и предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц к комплексу зданий Центробанка.
Так как ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, выводы судов о необходимости государственной регистрации права собственности на него не могут быть признаны обоснованными.
В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Смотрите также: письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/7651), решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 по делу N А76-38892/2019, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2018 по делу N А07-667/2018; ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 18 декабря 2014 г. N 17/110-П), ст. 10.2. Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", ст. 4.3. Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 г. N 55.В Постановлении от 03.12.2008 N 626 по делу N 44г-244\08 Президиум Московского областного суда указал, что недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ является правовой, а не строительной категорией, поэтому технические паспорта на объекты не являются правоустанавливающими документами, не служат доказательством создания таких объектов в качестве недвижимости, а содержат только описания их фактического состояния.
При этом наличие у объектов признаков капитальности (фундамент) само по себе не означает наличие условий, названных в ст. 130 ГК РФ.
Вместе с тем отмечаем, что сам по себе вспомогательный характер здания или сооружения не указывает на то, что данный объект не является объектом недвижимости; главным критерием являются именно характеристики объекта и условия его создания.
Отметим, что объекты недвижимости вспомогательного назначения ставятся на государственный кадастровый учет в упрощенном порядке - без получения разрешения на строительство (подп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ) [на основании заявления и технического плана].
Более подробно о постановке на государственный кадастровый учет таких зданий и сооружений можно ознакомиться в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования".
В этой связи полагаем, что при желании правообладателя земельного участка здание уборной может быть поставлено на государственный кадастровый учет как вспомогательное строение (при наличии основного объекта), при наличии у данного объекта характеристик, позволяющих отнести его к числу объектов недвижимости.
В ином случае, например при некапитальности данного строения (смотрите п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ), кадастровый учет таких объектов не осуществляется.
По мнению Департамента недвижимости (Письма Минэкономразвития России от 27.03.2017 г. N Д23и-1631, от 26.04.2013 г. N ОГ-Д23-2531, от 8 апреля 2013 г. N ОГ-Д23-1905), установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Учитывая изложенное, вопрос отнесения тех или иных строений и сооружений к объектам недвижимости может быть разрешен кадастровым инженером.