icon - /uploads/s/i/l/q/ilqh1bsixlg3/img/full_HkTt6TOe.jpg
КАДАСТРОВЫЙ ЦЕНТР
"РостовскийКадастр"
Звоните

roc161@mail.ru
Адрес
  • Ростовский КадастрРоссияРостов-на-ДонуПроспект, Маршала Жукова, 36/5
  • Прием звонков ПН-СБ с 09:00 до 21:00
Контакты
Навигация
© 2021 «ГИКОН»


Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию!

Проконсультироваться
icon - /uploads/s/i/l/q/ilqh1bsixlg3/img/full_PbvZQ5S2.jpg

Ростовский Кадастр

Позвоните нам
Назад к списку

Как оформить в наследство землю без документов на нее


На практике распространена ситуация, когда в 70–90-е годы прошлого века гражданину предоставлялся земельный участок на праве собственности (или пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования), на котором возводился дом и другие постройки, а в дальнейшем правоустанавливающие документы на недвижимость или терялись владельцем, или данные о правах на недвижимость не регистрировались в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).


 После смерти владельца у его наследников возникают трудности с оформлением наследства, а также с включением такого земельного участка и построек на нем в наследственную массу.


Глубокое заблуждение считать, что если право собственности на такой земельный участок и постройки при жизни не зарегистрированы за наследодателем, то, следовательно, не подлежат передаче его наследникам, у которых якобы нет никаких прав на данное имущество. Действующее российское законодательство и сложившаяся за несколько десятилетий судебная практика говорит прямо об обратном.


С чего начать 


 Во-первых, для приобретения наследства (в том числе земельного участка) наследники должны его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1152 и п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ). Наследство открывается со дня смерти гражданина (ст. 1113 ГК РФ).


Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).


Для наследника главное обратиться к нотариусу в течение шести месяцев с момента смерти наследодателя, чтобы нотариус открыл наследственное дело.


На практике часто возникают ситуации, когда не доказана принадлежность земельного участка наследодателю или отсутствует госрегистрация прав, что дает право нотариусу отказать в выдаче свидетельства о праве на наследство наследнику.


Но не следует путать отказ нотариуса в открытии наследственного дела и отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.


Оформление в собственность земельного участка под жилым домом


По общему правилу основанием для начала производства по наследственному делу является получение нотариусом первого документа, свидетельствующего об открытии наследства (например, заявления о принятии наследства). Данный документ помещается в наследственное дело, а наследственному делу присваивается индивидуальный номер, и дело регистрируется в реестре наследственных дел ЕИС (п. 117 и 119, 123 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных решением Правления ФНП от 17.12.2012, пр. Минюста России от 16.04.2014 N 78)


Все остальные документы, в том числе правоустанавливающие документы на недвижимость наследодателя (тот же земельный участок), собираются и предоставляются наследником уже в рамках открытого нотариусом наследственного дела


Согласно ч. 1 ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.


Таким образом, в отличие от других вещей, которые наследуются только в том случае, если они принадлежали наследодателю на праве собственности, земельные участки могут также наследоваться, если они принадлежали ему на основании особого права — пожизненного наследуемого владения.


Признание государством прав на земельный участок


Права, возникшие до 31 января 1998 г., признаются государством юридически действительными без регистрации в ЕГРН.


Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.


Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:


если земельный участок был предоставлен до 25 октября 2001 г. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок;


в случае, если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности;


граждане, к которым перешли в порядке наследования права собственности на строения, расположенные на таких земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, в соответствии со ст. 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;


принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В случае, если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.


Подтверждающие документы


Какими документами можно подтвердить принадлежность прав наследодателя на земельный участок до 1998 года?


С 31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который установил единый порядок регистрации прав на недвижимое имущество.


До 31 января 1998 г. принадлежность земельного участка наследодателю в целях оформления наследственных прав может быть подтверждена наследником:


постановлениями территориальных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков (выдавались в период с 1991-го по октябрь 1993 года, госрегистрация прав не производилась);


государственными актами на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;


постановлениями глав местной администрации с обязательной последующей регистрацией их в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству (с октября 1993 года на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767);


свидетельствами на землю, которые выдавались комитетами по земельным ресурсам и землеустройству или сельсоветами (на право собственности, пожизненного наследуемого владения землей);


гражданско-правовыми договорами о приобретении наследодателем прав на землю, удостоверенными нотариусом (например, купчая, договор мены).


Как восстановить правоустанавливающие документы


В случаях утраты подлинников документов, удостоверенных нотариально (например, договор купли-продажи земли), заменить их могут только дубликаты этих документов, полученных у нотариуса. Информацию об архивах нотариусов, сложивших свои полномочия, можно получить в нотариальной палате по месту нахождения недвижимости.


По своему юридическому значению дубликат документа приравнивается к подлинному документу и имеет одинаковую с подлинником юридическую силу.


Архивные копии документов на землю на имя наследодателя можно получить в территориальных органах Росреестра, которые запрашивают их из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ).


Архивные копии постановлений и актов, выданных главами администраций на ранее учтенные земельные участки, можно получить из архивов местных органах самоуправления.


Дубликаты и архивные копии документов на земельный участок наследодателя могут быть предоставлены наследнику только при условии предоставления им соответствующей справки от нотариуса, открывшего наследственное дело. Также данные документы могут быть выданы и на основании официального запроса от нотариуса.


В каких случаях судебное дело может помочь наследнику


Недоказанная принадлежность земельного участка наследодателю или отсутствие госрегистрации прав дает нотариусу право отказать в выдаче свидетельства о праве на наследство.


Тогда права наследников могут быть защищены в судебном порядке.


Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, поэтому отсутствие такого свидетельства не может служить основанием для отказа в принятии искового заявления по спору о наследстве (ст. 134 ГПК РФ), возвращения такого искового заявления (ст. 135 ГПК РФ) или оставления его без движения (ст. 136 ГПК РФ).


Наследники обращаются в суд с иском о включении земельного участка в состав наследственного имущества и (или) о признании права собственности на недвижимое имущество.


Чтобы определиться с типом иска, который будет необходимо подать в конкретной ситуации, нужно будет консультироваться с юристом, специализирующимся именно в наследственном праве.


Сложившаяся судебная практика достаточно единообразна при решении данной категории дел и в том, какие обстоятельства подлежат доказыванию.


Иск о включении земельного участка в наследственное имущество распространен и практически во всех случаях судом удовлетворяется.


В судебном процессе важно доказать принадлежность имущества наследодателю на момент смерти.




Источник автор статьи Адвокат Анастасия Чурсинова  https://chursinova.ru/