«По наследству мне достался участок. Там был дом, построенный чуть ли не до Великой Отечественной войны. За постройкой лет двадцать никто не ухаживал, крыша рухнула, стены прогнили напрочь. Я подсчитал расходы и решил, что дешевле встанет построить дом заново. Нанял бригаду демонтажников, снёс постройку, вывез мусор, коплю деньги на новое строительство» – пишет мне один из клиентов, обратившихся за консультацией.
«Но каждый год мне приходит уведомление об уплате налога на недвижимость. С какой стати – дома-то уж нет? Что мне делать и куда сообщить, что налог платить уже не за что?»
Типичная проблема, показывающая, чем «де-юре» (с точки зрения закона) отличается от «де-факто» (что есть на самом деле). Поскольку с таким много кто сталкивается, я, с разрешения клиента, решила описать в статье, как именно нужно действовать.
Почему требуют оплату за снесённый дом
Всё дело в следующем:
Законодательство предусматривает регистрационный и кадастровый учёт каждого объекта недвижимости. Объекты вносятся в ЕГРН (Единый госреестр недвижимости) – и именно по данным реестра налоговые органы начисляют платежи.
Если дом зарегистрирован в ЕГРН – его можно снести… но в реестре он останется числиться далее. «Де-факто» его нет, «де-юре» – он имеется, считается существующим и подлежит оплате.
Попутно замечу, что проблема касается не только недвижимости. Был у меня знакомый, который ухитрился в ДТП так разбить машину, что проще было её порезать на металлолом. Он так и сделал и получил квитанцию об оплате транспортного налога. Мне пришлось потрудиться, чтобы доказать ГИБДД, что авто уже давно превратилось в металл.
Сначала снимаем – потом сносим
Ошибка клиента состояла в том, что прежде, чем вызывать «адептов лома и гениев кувалды», то есть демонтажников – надо было оформить документы. Процедура выглядит так:
В муниципалитет направляется заявление о намерении снести дом. С 2018 года разрешение на снос не нужно, достаточно уведомить местные власти. Исключения – если дом находится в долевой собственности (тут нужно получить разрешение на снос каждого из владельцев) либо принадлежит несовершеннолетнему (нужно разрешение органа опеки).
Вызываются представители организаций, осуществляющих снабжение построек водой, электричеством и т. д. – для отключения коммуникаций.Проводится демонтаж.
Вызывается кадастровый инженер, который составляет акт о сносе.
В Росреестр подаётся заявление о снятии дома с учёта в порядке, установленном законодательством о регистрации недвижимости.
В ЕГРН вносится запись о том, что конкретный объект более не существует.
Узакониваем снос
Но, допустим, владелец поторопился – снёс ветхий дом раньше, чем подал заявление. К слову, такой же порядок будет применяться, если строение уничтожено пожаром, ураганом, паводком и т. д. – когда по документам дом есть, а реально и сносить уже нечего «ввиду отсутствия такового», как выражался моряк Лом из мультфильма про капитана Врунгеля.
Процедура будет выглядеть так:
Вызываем кадастрового инженера.
Инженер оформляет акт о том, что дом фактически не существует.П
одаём заявление в МФЦ о снятии недвижимости с регистрационного учёта.
К заявлению прилагаем копию акта обследования.
Получаем выписку из ЕГРН о том, что дом снят с учёта.
Если же право собственности на строение не зарегистрировано, на него не назначают выплату налога. Однако и тут следует подстраховаться: вызвать комиссию представителей муниципалитета, которые подтвердят, что дома нет, и составят акт осмотра.
Источник ZakonGuru